30.04.2026
Обзор изменений законодательства март-апрель 2026.
ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
принятые в марте-апреле 2026 года
ЦБ РФ снизил ключевую ставку.
С 27 апреля 2026 года показатель равен 14,5%.
С 23 марта 2026 г. показатель был 15 % (ранее, в феврале, установили 15,5 %). Годовая инфляция на 16 марта — 5,9 %; прогноз: 4,5–5,5 % в 2026 г., 4 % — в 2027 г.
ОСВОБОЖДЕНИЕ от НДС для ОБЩЕПИТА
Проект Федерального закона N 1110069-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривающий для налогоплательщиков на УСН или ПСН освобождение от НДС услуг общественного питания до конца 2026 года; особенности перехода ИП на УСН, доходы которого превысили 20 млн рублей; смягчение порядка определения ИП доходов за 2025 г. в целях освобождения от исполнения обязанности налогоплательщика НДС, принят в трех чтениях ГД (14.04.26г.) и
направлен в СФ ФС РФ для окончательного решения.
В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
С 1 апреля 2026 года нельзя продавать ряд товаров, которые подлежат маркировке. По данным системы "Честный знак" контролеры признали сертификаты, декларации о соответствии недействительными. Это касается введенных в оборот с 1 сентября 2025 года:
· духов и туалетной воды; пива и напитков на его основе; обуви и шин; упакованной воды.
Запрет распространят, когда информацию из системы получают в режиме онлайн.
С 1 апреля нужно маркировать упаковки ряда растворимых напитков и передавать в систему сведения о вводе в оборот, обороте и выводе из него отдельных смазочных материалов.
С 1 апреля продавцам и исполнителям запрещено устанавливать разные цены на товары, работы или услуги одного вида в зависимости от оплаты в рассрочку. Вступил в силу Закон о сервисе рассрочки: через интернет‑систему заключаются соглашения, по которым оператор (компания из спецреестра ЦБ РФ) оплачивает объект рассрочки. Потребитель возмещает издержки оператора — сумму, равную цене покупки. При этом оператору запрещено взимать с потребителя вознаграждение за сервис и комиссию за внесение платежей.
По соглашениям, заключённым до 1 апреля 2028 года, максимальный срок погашения рассрочки — 6 месяцев с момента сделки. Новшества о сервисе рассрочки не затрагивают договоры, заключённые до 1 апреля 2026 года.
С 1 октября 2026 года продавцы обязаны публиковать информацию о праве потребителя вернуть качественный товар любым способом, позволяющим проверить его состояние (включая доставку через перевозчика или почту). Расходы на доставку и риск случайной гибели товара несёт покупатель. Маркетплейсы разместят эту информацию на своих площадках.
С 1 мая 2026 года вводится обязательная маркировка для ряда товаров:
смартфоны, ноутбуки, радиоэлектронную продукцию, лампы, розетки, сладости, кондитерские изделия, масложировую продукцию и пищевые растительные масла;
С 1 сентября 2026 года вступают в силу поправки к КоАП РФ об ответственности за нарушения правил продажи товаров с обязательной маркировкой. Контроль будет осуществляться через систему «Честный знак».
Продажа товаров с истёкшим сроком годности (при игнорировании предупреждения системы):
· ИП — 10 тыс. руб. за каждый товар;
· юрлица — 20 тыс. руб. за каждый товар.
Нарушение ценовых ограничений на табачную и никотинсодержащую продукцию (игнорирование сведений о минимальной/максимальной цене):
· 5 тыс. руб. — при продаже до 100 единиц на одном объекте за день;
· 50 тыс. руб. — за продажу 101–1000 единиц;
· 500 тыс. руб. — за продажу более 1000 единиц.
Продажа табачной и никотинсодержащей продукции и устройств для их потребления субъектами, не зарегистрированными в системе (если за месяц продано свыше 10 товаров) — штраф 50 тыс. руб.
Постановление по делу оформят в электронном виде и направят нарушителю в течение 3 дней со дня вынесения.
С 1 сентября 2026 года вступят в силу поправки к Закону о страховании от несчастных случаев на производстве и к Закону о госрегистрации юрлиц и ИП.
Основной вид деятельности для тарифа взносов на травматизм нужно будет подтверждать только по подразделениям с банковскими счетами, которые производят выплаты физлицам.
СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ
С 1 апреля нужно направлять в Росфинмониторинг сведения о денежных операциях по сделкам с недвижимостью, если сумма платежа выше:
· 75 млн руб. – если операцию проводит кредитная организация или филиал иностранного банка;
· 5 млн руб. – если это делает компания – посредник при купле-продаже недвижимости.
С 7 апреля на платформе цифрового рубля принимают распоряжения для расчётов по инкассо и прямым дебетованием (расчёты платёжными поручениями сохраняются). ЦБ РФ вправе запрашивать у пользователей дополнительные сведения и документы (в т. ч. при рассмотрении претензий) — направлять запросы по почте или СМС, а получать ответы — только через интернет‑приёмную.
Цифровые рубли используют в пилотном режиме; широкий оборот начнут вводить поэтапно с 1 сентября 2026 года.
С 29 апреля истекает срок подачи в Ространснадзор уведомления о транспортно‑экспедиционной деятельности для тех, кто занимался ею на 1 марта 2026 года.
Уведомление направляют через Госуслуги для включения в отраслевой реестр. За работу без включения в него грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Стоимость выписки из ЕГРН вырастет до 1 640 руб. (ранее — 1 400 руб.).
Оплатить её нужно в течение 7 календарных дней после получения уникального идентификатора начисления, либо заранее — при отправке запроса почтой.
НОВЫЕ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
За несоблюдение правил эксплуатации или доступа к объектам КИИ
(информсистемы, сети электросвязи, автоматизированные системы управления и др.) планируют штрафы: для должностных лиц — 10–50 тыс. руб., для компаний — 100–500 тыс. руб. Новшества применяются, если деяние не подпадает под статью КоАП РФ о нарушении требований безопасности КИИ и не содержит признаков преступления. Срок давности — 1 год с даты нарушения. Изменения вступят в силу через 10 календарных дней после опубликования закона.
Штрафы за езду без ОСАГО: Поправка об ограничении числа штрафов принята в третьем чтении.
Если нарушение (отсутствие ОСАГО либо управление ТС без внесения в «закрытую» страховку / вне периода действия полиса) выявят повторно в течение 24 часов после первого случая, привлекать к ответственности не будут.
Размеры штрафов:
· первое нарушение отсутствия ОСАГО — 800 руб.;
· повторное отсутствие ОСАГО — 3 000–5 000 руб.;
· не вписан в страховку / езда вне периода полиса — 500 руб.
Изменение вступит в силу со дня опубликования закона (Проект ФЗ № 1022971‑8).
ЦБ РФ предложил изменить единую методику расчета расходов на ремонт по ОСАГО. При расчете базовой стоимости запчастей не будут учитываться аналоги дешевле 30% от цены оригинала (сейчас 20%). Средняя стоимость материалов для ремонта будет формироваться без 35%-ной скидки к рекомендованной розничной цене. Одноразовые детали для ремонта будут включаться в расчет расходов по полной стоимости, а не как 2% от общей стоимости заменяемых деталей. Антикоррупционная экспертиза поправок завершится 24 марта. Документ: Проект указания Банка России.
Налоговые штрафы: ФНС предложила правила учета смягчающих обстоятельств. С 1 сентября 2026 года вступят в силу.
Смягчающими могут признать следующие обстоятельства:
Незначительность нарушения — если оно не несёт существенной угрозы общественным отношениям. Например, когда просрочка подачи декларации или уведомлений составила до 10 рабочих дней, опоздание с документами по требованию — до 3 рабочих дней, а налоговый агент пропустил срок уплаты налога не более чем на 10 рабочих дней. Также к этому относят непредставление до 10 % требуемых документов.
Незначительная степень вины — например, если у налогоплательщика не было достаточно времени адаптироваться к новым требованиям или он ошибочно истолковал закон из‑за отсутствия разъяснений.
Добровольное прекращение противоправных действий — подача уточнённой декларации до того, как инспекция обнаружила ошибку или назначила проверку, снижает штраф в 2 раза (не действует для нарушений по ст. 119 НК РФ).
Небольшой вред или его устранение — если уточнённую декларацию подали до выявления ошибки, штраф могут снизить ещё на 20–80 % в зависимости от уплаченной суммы (максимально в 10 раз). Если ошибка выявлена, снижение составит 50–75 % при уплате не менее 50 % недоимки.
Тяжёлое имущественное положение — подтверждается долгами, малым остатком на счетах, убытками, а также негативным влиянием санкций или неблагоприятной эпидситуации (при наличии доказательств).
Положительные характеристики нарушителя — социальная направленность деятельности (здравоохранение, образование и т. д.), статус градообразующего предприятия или добросовестное соблюдение НК РФ более 3 лет с высокой налоговой нагрузкой.
Все обстоятельства должны быть подтверждены документами. При наличии 1–5 смягчающих факторов штраф снизят в 2–10 раз соответственно. Максимальный предел снижения — в 10 раз, минимальный — в 2 раза. При максимальном снижении установлены минимальные размеры штрафов: 1 000 руб. для граждан, 3 000 руб. для ИП, НКО и МСП, 10 000 руб. для иных организаций.
В отдельных случаях (например, при умышленных нарушениях с участием взаимозависимых лиц) снижение штрафа не превысит 2 раз.
Материалы подготовила Перешивкина А.В.