07.10.2026
ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА октября 2026 года
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
НДФЛ на пассивные доходы
Введут прогрессивную ставку 13–22% на пассивные доходы: дивиденды, проценты по вкладам, доходы от продажи имущества и ценных бумаг, страхование и дарение. Ставка будет зависеть от размера дохода, а не от источника. Льготы для малых вкладов (до 1 млн руб.) сохранят. Для участников СВО и северных надбавок ставки останутся прежними — 13 и 15%.
Социальные гарантии
Планируется МРОТ с 2027 года — 28 935 руб. (+6,8%). Проект с поправкой внесен в Госдуму
Пенсии в 2027 году: индексация 1 февраля на 6,8% (инфляция) и 1 апреля на 3,3% (рост зарплат). Средняя пенсия по старости — 29 904 руб.
«Детский бюджет» на 3 года: индексация маткапитала (более 1 млн.руб.), возмещение части НДФЛ семьям с 2 и более детьми.
Порядок исчисления НДС при изменении налогового законодательства (01.10.2026)
При изменениях, вызывающих обязанность по уплате НДС у налогоплательщика, если покупатель не может принять налог к вычету и стороны не изменили цену договора, НДС исчисляется расчётным методом по стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав. Счета-фактуры не выставляются.
Ставка НДС 10% для товаров для детей (01.10.2026)
Льготная ставка 10% применяется при наличии сведений о сертификате или декларации соответствия в реестре Росаккредитации либо иных документов об оценке соответствия по праву ЕАЭС (их копий). При ввозе — сведения или документы представляются в таможенный орган при подаче декларации.
В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ
Квалификационные требования к руководителям финансовых организаций (01.10.2026)
Расширен перечень требований к опыту лиц, назначаемых на ключевые должности: руководителей служб управления рисками, внутреннего аудита и контроля (в т. ч. в кредитных, страховых организациях, НПФ, управляющих компаниях), а также ревизоров страховых организаций.
В СФЕРЕ МАРКИРОВКИ И ОБОРОТА ТОВАРОВ
Табачная и никотинсодержащая продукция (01.10.2026)
Вводится понятие «электронная система доставки никотина». Уточнены случаи оборота без идентификации. Запрещён оборот в жилых помещениях.
С 1 марта 2027 года лицензируются закупка, хранение, поставка, розничная и развозная торговля (лицензии до 5 лет — через региональный портал Госуслуг: на розницу — на объект, на развозную — на ТС). Установлены требования (минимум 5 кв.м. площади торгового объекта; отсутствие долга ЕНС более 3 тыс.руб., регистрация Честный знак и др.), порядок продления и аннулирования лицензий, уведомления о нарушениях, внесение изменений в реестр. Предусмотрена дистанционная оценка (ВКС, приложение «Инспектор»). Закреплены переходные положения.
Госпошлины за лицензии в сфере табачной продукции (01.10.2026)
· за лицензию на закупку, хранение и поставку — 800 тыс. руб.;
· за продление: до 5 лет — 3500 руб., свыше 5 лет — 800 тыс. руб.;
· за лицензию (продление) на розничную или развозную торговлю — 20 тыс. руб. за каждый год действия;
· за рассмотрение заявления о подтверждении соответствия — в размере пошлины за предоставление соответствующей лицензии.
Участники оборота обязаны передавать в Систему сведения о кодах идентификации (в т. ч. групповых упаковок и наборов) при выводе товаров через розничную продажу с применением ККТ. Для товаров, произведённых до 1 октября 2027 года, — сведения о количестве упаковок по каждому коду товара в рамках сделок с переходом права собственности, договоров комиссии, агентских, подрядa, поручения, а также при выводе из оборота не через розничную продажу.
С 01 марта 27г. за торговлю без лицензии при крупном размере (более 100 тыс.руб.) – уголовная ответ-сть (до лишения свободы до 3 лет).
Хозяйственные и санитарные изделия, туалетные принадлежности
Участники оборота с 01.10.2026 обязаны наносить средства идентификации и представлять в Систему «Честный знак» сведения о нанесении и вводе их в оборот.
Оплата кодов маркировки с 1 октября 2026 года:
участником оборота самостоятельно: в течение 60 дней до ввода в оборот (из кодов, полученных до 30.09.2026);
сервис-провайдером: в течение 545 дней до ввода в оборот.
Представляются сведения о: кодах идентификации, кодах групповых упаковок, кодах наборов, кодах транспортных упаковок при вводе товаров в оборот. Сведения по сделкам с переходом права собственности, а также по договорам комиссии, агентским, подрядa и поручения в Систему не передаются.
Мясная продукция Маркировка
Для мясной продукции (Постановление Правительства РФ от 30.11.2024 № 1682) с 1 октября 2026 года. Оплата кодов маркировки:
· самостоятельно участником оборота — в течение 30 дней до ввода в оборот;
· сервис-провайдером — в течение 365 дней до ввода в оборот.
Участники оборота обязаны: наносить средства идентификации; представлять сведения о нанесённых кодах при вводе в оборот; включать в отчётность коды идентификации, групповых и транспортных упаковок. Касается в т. ч. КФХ и сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Молочная продукция со сроком годности более 40 суток (31.10.2026)
Истекает срок объёмно-сортового учёта. Молочная продукция, маркированная средствами идентификации ЕАЭС, считается маркированной, если данные содержатся в национальном компоненте информационной системы маркировки.
При ввозе в Систему «Честный знак» передаются: сведения о коде товара и количестве упаковок; данные о групповых упаковках (при наличии); общий вес продукции с переменным весом единицы.
Участники оборота представляют: коды идентификации, групповых упаковок, наборов товаров, транспортных упаковок при вводе в оборот. При передаче товаров возможно представление УПД и корректировочных документов без указания номеров производственных партий.
Пищевые растительные масла и масложировая продукция (31.10.2026)
Истекает срок, в течение которого возможно представление оператору Системы «Честный знак» универсальных передаточных документов, содержащих коды товаров без указания кодов идентификации передаваемых товаров.
Детское питание (31.10.2026)
Завершается эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов детского питания, упакованного в потребительскую упаковку.
Госмониторинг ценообразования на продовольственные товары (с 01.01.2027г.) – ФЗ №280
На говядину, свинину, рыбу, слив. и подсолн.масло, гречку , макароны и мн.др.
Налоговая будет предоставлять сведения о сделках таких товаров.
Материал подготовила Перешивкина А.В.